dilettant_ka (dilettant_ka) wrote,
dilettant_ka
dilettant_ka

Categories:

Ключевой элемент демократии — право досрочного отзыва

Мы — люди тёмные, всяких политологий и "теорий элит" не штудировали, да и вообще порой лучше поразмыслить самостоятельно о недостатках современного общества, откуда сии произрастают и как с ними быть. Потому я ещё раз обращусь к вопросам — так ли различны феодальная аристократия и буржуазная финансовая элита, как они соотносятся с понятием демократии, а также какое отношение ко всему этому имеет народ. Попробую расписать по порядку.

Как всегда, сначала следует договориться о терминах. Не умаляя негативного оттенка, ощутимого в нынешнем массовом понимании буржуазного самоназвания "элита", я попробую определить "элиту" в более узком и в более широком смыслах. Думаю, что при достаточном укреплении финансово-капиталистического слоя в феодальном обществе, данный слой должен был как-то самоназваться в противопоставление родовой аристократии и в целях облегчения отвоевания у аристократии правящих позиций в ходе буржуазных революций. Ну и словцо "элита" — оно, с одной стороны, намекает на то, что это "лучшие" представители народа, а с другой стороны, действительно отражает результат селекции, хотя "лучшие" тут отбираются по признаку накопления капитала, не особо заморачиваясь этичностью методов сего накопления. Поэтому в узком смысле я для себя понимаю "элиту" именно как буржуазную финансовую элиту в противовес родовой аристократии.

Казалось бы, основное отличие феодальной аристократии от буржуазной элиты заключается в административно-законодательном закреплении её сословного главенствующего положения в ряду всех прочих общественных сословий. Но если бросить взгляд в историю, то очевидно, что аристократия когда-то тоже формировалась как своего рода элита, только рекрутировалась из общества не по финансовым, а по военным критериям, как силовое военно-служивое сословие. И на каком-то историческом этапе в аристократию шёл довольно многочисленный набор, затем уже рекрутировались единицы, а по достижении некоторого наполнения этой социальной группы правящее сословие закрепило своё положение законодательно и перешло к родовому, династическому способу передачи власти.

А что мы наблюдаем при переходе мировой экономики с феодальных на капиталистические рельсы? Феодальная аристократия, хотя и изрядно потеснилась в своём господствующем положении, однако неизбежно восприняла капиталистические принципы и стала в некотором роде двойственной — и родовой, и капиталистической. В то же время практически закончивший своё формирование местный и глобальный олигархат стремится закрепить своё главенствующее положение в обществе не только финансовым отсечением бедняков от управления, но и прямыми административно-законодательными мерами, переходя в свою очередь к родовым, династическим принципам и воссоединяясь с прежней аристократией за счёт браков и родственных связей.

И когда говорят о расстреле экс-царской семьи, то отчасти бессмысленно, на мой взгляд, вопиять: "онижедети". Коль скоро аристократические и буржуазно-элитные слои пришли к родовым, наследственным принципам передачи правящего положения и господствующего общественного влияния, то стоит отчётливо понимать, что если всё остальное общество категорически откажется воспроизводить и пестовать "элиту", то во избежание ненужных мошеннических или кровопролитных для народа "реставраций" и "реституций" родовые и династические "элиты" вполне могут подвергнуться неуклонной и беспощадной зачистке, невзирая на пол, возраст и перерывы в менструациях. Тем более что так называемое "отречение" от династического наследования власти ли, капиталов ли, обобществлённых ресурсов ли в любой момент времени может быть объявлено недействительным; каковое утверждение, например, относительно экс-царя Николая Кровавого-Романова снова пытаются протащить в массовое сознание.

Что до женской жалости, если бы я оказалась вынуждена делать жёсткий выбор в условиях "кто-кого", то я бы выбрала социально близких, не зря говорят, что в обществе с антагонистическими противоречиями гуманность — это больше классовое понятие. Мне лично жальче тех людей в составе "незолотых" шести миллиардов, кого глобальная олигархато-аристократия, составляющая несколько десятков, много если несколько сотен тысяч, назначила на военное закланье, социальную деградацию и постепенное вымирание, как в Ливии, Сирии, в Донбассе et cetera. Так вот задам неполиткорректный вопрос: какая зачистка более жестока — шести миллиардов "неуспешных и недоцивилизованных", с точки зрения "элиты", людей или нескольких десятков/сот тысяч отмороженных узурпаторов власти на планете? Апологетов социального примирения и всеобщей внеклассовой гуманности ласково, но настойчиво хочу попросить: пожалуйста, перечислите и опишите другие способы эффективно усмирить этот беспринципный и бешеный олигархо-аристократический зоопарк, помимо высшей меры социальной защиты. Или сим апологетам откровенно наплевать на выживание, благополучие и развитие "простых" людей из прочих шести миллиардов, поскольку сии апологеты относят себя любимых к миллиарду "золотому", а то и к пятистам "золотым" миллионам?

Коль скоро "элиты" склонны окукливаться и законодательно фиксировать сословный статус-кво, то имеется ли демократия в толпо-элитарном обществе? Если мне ответят — нет, то ошибутся, ибо смотря как понимать демократию. Демократию [2] можно рассматривать как настраиваемый механизм управления. Какая общественная группа выдвинется в качестве демоса, такой и получится демократия. Если, скажем, демосом назначит себя буржуазия, то она отстроит буржуазную демократию. Если — в более узком смысле прозападно-либеральная буржуазия, то выстроится либеральная демократия. Если в качестве демоса выступят промышленный пролетариат или широкие массы трудящихся, то пригодится советский вариант демократии. А если границы демоса совпадут со всем равноправным народонаселением, то это уже будет коммунистическое самоуправление.

Какие особо значимые детали я бы специально выделила в демократическом механизме? Это избирательные собрания демоса, выдвижение ими представителей в органы управления и эффективные процедуры отзыва неудовлетворительно работающих представителей выдвинувшими их избирательными собраниями. При таком взгляде на демократию некоторые её признаки можно усмотреть и при феодализме, предварительно определив, кто там назначает себя демосом. Такие признаки, на мой взгляд, — призывания на княжение или на царствование, а также отстранение от власти монархов, вызвавших недовольство господствующего сословия.

При капитализме же наиболее перспективные кандидаты выдвигаются, как правило, избирательными собраниями буржуазии, а легитимизируются с помощью электората. В раннебуржуазный период выборные процедуры откровенно ограничивались рамками буржуазного демоса за счёт имущественного ценза. На более поздних этапах имущественного ценза по видимости не существует, однако и избирательные собрания "элиты"-демоса, выдвигающие кандидатов, приобрели вид партийных собраний буржуазных партий, разного рода элитных клубов и пр., вплоть до масонских лож. Легитимизацию массовым электоратом кандидатов в представительные органы власти, выдвинутых буржуазными избирательными собраниями, можно рассматривать как уловку элит, как симулякр народовластия, но можно понимать это и как неизбежный переходный период, как предтечу грядущей демократии трудящегося большинства, демократии советского типа [3] в силу естественных причин.

При наличии вышеуказанной двойственности позднекапиталистических демократических процедур прямой отзыв избранных представителей буржуазными избирательными собраниями юридически затруднён. А досрочное отстранение буржуазных представителей, не удовлетворяющих правящий класс капиталистов, происходит в основном не путём физической ликвидации, как при монархии, а скажем, открытием уголовного дела подконтрольными буржуазии правоохранительными и судебными органами. Основная же масса населения, как признаваемая, так и не признаваемая в качестве электората, ни фактического права выдвижения кандидатов, ни права прямого досрочного отзыва не оправдавшего народных надежд представителя власти, разумеется, не имеет, ибо находится за рамками демоса и в феодальной, и в буржуазной демократии.

Ранее я уже писала про различие [1] толпо-элитарного и авангард-массового) построения общества. Коренное отличие данных социальных моделей я вижу в том, что в авангард-массовой модели, во-первых, принимается за демос и охватывается избирательными собраниями трудящееся большинство; во-вторых, не только авангард, по примеру элиты, рекрутирует из общества наиболее дееспособных, образованных и инициативных людей, но и общество имеет работающий механизм удаления или отзыва из авангарда членов, себя не оправдавших или противопоставивших частные интересы общественным. Упрощённо схематично и учитывая фрактальный принцип социального устройства, можно представить так: "общество –> элита –> элита –> элита..."; иначе — "общество <–> авангард <–> авангард <–> авангард..." Тут под авангардом можно понимать примерно те же социальные группы, что и под "элитами" в буржуазном обществе, то есть партийные, управленческие в части назначаемых, а не избираемых должностей, научно-образовательные, публично-творческие и т.п. Собственно, и в демократическом централизме коммунистических партий меня более всего интересует эффективность механизмов отзыва из руководящих партийных органов и партийных чисток. Мой вывод из всего вышеизложенного следующий. Если трудящееся большинство фактически не контролирует ни выдвижение кандидатов, ни досрочный отзыв избранных во власть представителей и если оно не выработало эффективных механизмов чистки ни авангарда, ни органов управления в своих интересах, то ни о какой пролетарской или народной демократии не может быть и речи.


[1] http://dilettant-ka.livejournal.com/7834.html Два типа общественного устройства. Альтернатива толпо-элитаризму
[2] http://dilettant-ka.livejournal.com/7010.html Демократические схемы, часть 1
[3] http://dilettant-ka.livejournal.com/7348.html Демократические схемы, часть 2

Публикация от 20.01.2016
Tags: авангард vs. элита, власть, государство, демократия, написано мной, размежеваться
Subscribe

Posts from This Journal “авангард vs. элита” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments