dilettant_ka (dilettant_ka) wrote,
dilettant_ka
dilettant_ka

Category:

Дискуссия про Малевича 2017 (в сокращении)

Малевич К.С. mf11.jpg

GANIBAL41 18 января 2017, 12:09:21 UTC
Несомненно, нужно обладать незаурядным талантом что бы закрасить чёрной краской геометрическую фигуру.


DILETTANTKA 18 января 2017, 13:31:40 UTC
Геометрических форм требовала промышленность в отличие от кустарей-ремесленников, поэтому исследовательская группа в ГИНХУКе под руководством Малевича изучала возможные геометрические, цветовые и фактурные решения для изготовления промтоваров.


GANIBAL41 19 января 2017, 08:21:08 UTC
Вы правильно сказали — кустари-ремесленники, конечно в таких исследованиях обязательно должна проявлятся "гениальность", а иначе как без "гениальности" раскрасить геометрическую фигуру в чёрный цвет, а почему не в голубой, или в жёлтый? Кстати оба цвета очень тематичны на данном этапе, неправда ли? Представьте сколько было глубоких "научных исследований" по теме желтого и голубого квадратов! Вот и было бы наследие предков! Мда... Даже Гитлер, враг рода человеческого, как художник был талантливей исследователей покраски геометрических фигур на промтоварах.


DILETTANTKA 19 января 2017, 12:21:53 UTC
Немножко иначе.
Кустари-ремесленники изготавливали вручную или полуавтоматически, но малыми тиражами. Поэтому они при изготовлении вещи делали её внешний вид интуитивно, на глазок. Получится красиво — очень хорошо, получится некрасиво — так одна-две штуки, а следующие изделия можно в ходе работы поправить и сделать привлекательнее для потребителей.
А когда стали внедрять промышленное изготовление более крупными партиями или тиражами, то стало ясно, что надо делать эстетично и привлекательно выглядящий, функциональный и простой для автоматического изготовления продукт. И делать на глазок невозможно, возросла цена ошибки — сделать некрасивой не пару штук, а большую партию изделий.

Вот внимательно посмотрите, например, на ноутбук или на смартфон. Электронную начинку проектируют инженеры, а внешний вид изделия проектируют дизайнеры. Что можно усмотреть в дизайне? Во-первых, геометрическая форма; во-вторых, цветовое решение, возможно фирменная цветовая гамма, заключённая в эту геометрическую форму; в-третьих, сочетание фактур материалов, например, три типа пластика и металлическая отделка, матовые поверхности переходят в глянцевые, гладкие фактуры могут сочетаться с шершавыми, некоторые края скруглены, присутствуют как симметрия, так и асимметрия деталей и наклеек. А на наклейках ноута размещены логотипы фирм, производящих софт. А как сделаны эти логотипы? Да по тем же принципам — сочетание геометрических форм и цветовых наполнений. Сравните современные логотипы со старинными вензелями и гербами. Вензеля, как правило, имеют сложную форму, а на гербах довольно реалистично, по крайней мере узнаваемо, нарисованы звери, архитектурные объекты и т. д. Логотипы выглядят более формализованно, геометрически просто и технологично.

Так вот жизнь потребовала разработать систематизированную эстетику геометрических форм, цветовых решений и материальных фактур, а художники откликнулись и начали над этим работать. И конечно изучать, то есть исследовать влияние на зрителей, художники начали от простого к сложному — сперва простые геометрические формы, потом их разноразмерные сочетания в одном цвете, потом в разных цветах, потом в разных материальных фактурах — глянцевых, матовых, гладких, тиснённых и т.д.

Так что Чёрный квадрат Малевича важен не сам по себе, а как первый шаг в создании нового системного художественного направления — архитектурного и промышленного дизайна для массового производства. Можно считать, что Чёрный квадрат стал первым простейшим логотипом нового художественного направления, его эмблемой, его символом.

И кстати я к своему постингу про Чёрный квадрат сделала иллюстрацию из двух портретов Малевича — написанной в реалистической манере женщины и стилизованного изображения, и видно, что стилизация похожа на оригинал.


GANIBAL41 20 января 2017, 14:59:00 UTC
Не спорю, удобство и красота в повседневной должны присутствовать, но вот когда их создают, это и есть ремесло, кстати необходимая вещь ремесло для быта.


DILETTANTKA 20 января 2017, 18:09:34 UTC
Разделение труда дошло нынче до того, что за удобство и за красоту отвечают разные специалисты. Если раньше ремесленники задумывали функциональную и удобную вещь, а потом уже прикидывали, как её украсить. То сейчас, особенно для заманивания покупателей, сначала дизайнер придумывает первым делом красивую, привлекающую внимание вещь, а потом уже другие сотрудники стараются как-нибудь приспособить её для удобства использования.


AFONYA007 18 января 2017, 12:28:39 UTC
не только бездарь но и плагиатор
Пол Билход, «Negroes Fighting in a Cellar at Night» («Ночная драка негров в подвале»), 1882 . Берталь, "Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети", 1843. гуглим


DOKTORBOBO 18 января 2017, 17:24:15 UTC
Объяснять "знатокам", что с появлением дагерротипа уже 100 с лишним лет назад фотографическая точность рисунка перестала иметь значение, думаю бесполезно. Значение имеют эмоции.
Кстати, подавляющее большинство авангардистов были прекраснейшими рисовальщиками. Но прославились не этим.


DOKTORBOBO 19 января 2017, 05:22:59 UTC
Посмотрите портреты сестры, писателя Ганса Йегера и автопортреты Мунка, например, и потом вспомните, чем Мунк в действительности прославился.
Или Пикассо, который прославился отнюдь не портретами своего раннего, весьма натуралистичного периода, но Герникой.
И чем плохи Цветочница, Работница или автопортрет того же Малевича?

"Народ" обычно не понимает, что нарисовать "очень похоже" много ума не надо — у меня это все дети умеют. А вот вызвать яркие эмоции, заставить возвращаться вновь и вновь, запомниться — это и есть искусство.


DOKTORBOBO 19 января 2017, 19:27:54 UTC
Скажу так, что "модернизмь" и "авангардь", к сожалению, стали прибежищем многих, кто рисунком не владеет. Но, имхо, и "авангардь" у них такой же. И Пикассо с Мунком от этого не перестают быть гениями.
Но, честно говоря, и большинство традиционалистов, чей соцреализм до сих пор украшает стены школ и клубов, есть не более, чем ремесленники без искры таланта. Фото маслом на холсте без эмоций.


HELEVATORY 19 января 2017, 20:40:06 UTC
вы поднимаете неподъёмные темы. Хотя смело предположу, что ремеслеников среди соцреалистов и авангардистов в %-ном соотношении примерно одинаково(как и в театре-кино, музыке и литературе). Всё упирается в терпимость одного направления по отношению к другому. И как на посиделках "политологов у Соловьёва" всегда побеждает наиболее крикливый. Во всяком случае он идёт в кассу именно с таким мнением. Мне так ближе "кому что нравится, тот тем и успокоится". Навязать прелесть того или художника всё равно что догнать Савранского. А Пикассо... что ж. Смотрел последний раз в Питере(1990), не вздрагивает. Кому что.


XPROGRESSIVE 18 января 2017, 21:37:29 UTC
Малевич написал "про себя" учебник для студентов Баухауса, где все объяснил, учебник отсканирован и выложен в сеть, если нужно понять Малевича — читайте его учебник.


SENYA_PLOTNIY 19 января 2017, 06:00:16 UTC
Обычный тип бизнес-искусства. Рисуют, чтобы заработать.


GANIBAL41 19 января 2017, 08:27:14 UTC
Чёрный квадрат рисунок? Это покрашенная кисточкой в чёрный цвет геометрическая фигура, ( любой маляр покрасит точно так, если не лучше) не более. Не надо искать смысл там, где его нет. Фамилие нормальное — Малевич, от слова малевать.


DOKTORBOBO 19 января 2017, 09:00:32 UTC
Черный квадрат — это иллюстрация идеи.
Для понимания смысла надо иметь мозги и знания.

Самая большая ошибка коммунистов — это "Искусство — народу!"
Народу — лубок и ширпотреб, не больше.


DILETTANTKA 19 января 2017, 12:36:15 UTC
Нет-нет, если народ получит только лубок, ширпотреб и ЕГЭ, то человеческую цивилизацию захлестнёт воинствующее невежество. Так что культуру и образование — в массы. Да здравствует ликбез!


GANIBAL41 19 января 2017, 13:38:24 UTC
Иллюстрация идеи! Какой идеи? Это сколько же наркоты надо принять что бы глядя на эту мазню в мозгах появились идеи, скорее не идеи а наркотические миражы. Вот уж действительно мазание маляра с ровными краями может инциировать какие то идеи, вы правы это лубок и ширпотреб. Довелось побывать как то в Эрмитаже и посмотреть картины действительно великих художников, вот это исскуство, а квадрат обычная геометрическая мазня.


DOKTORBOBO 19 января 2017, 19:13:02 UTC
Так почитайте, много нового узнаете.

И что? А почему только в Эрмитаже? В Питере Госмузей русского... неплохой, в Москве — Третьяковка и Пушкинка. Да и Госмузеи ИЗО в Казани, Уфе, Нижнем, Перми не плохи для провинции.
Советую побывать в Лувре, Прадо, Центре Помпиду и Музее современного искусства Парижа, музеях Пикассо в Париже и Барселоне, Мунка в Осло, Дали в Париже, Бельведере, Дрезденской галерее, Уфици. Я перечисляю из живописи только то, где сам побывал, и очень хочу в Метрополитен в НЙ и другие североамериканские, в Лондоне, Токио и Китае. А более полный список есть в Вики.


GANIBAL41 20 января 2017, 15:17:00 UTC
Спасибо за перечисленные центры, про Бельведер, центр Помпиду Прадо, честно скажу, не знал. А Эрмитаж привёл как пример где можно действительно наслаждаться исскуством. Из Дали обожаю только Атомную леди. В США ни одной ногой, азиатов честно тож не люблю, скользкие какие то и слащавые. В Осло, Барселону, Лондон вряд ли попаду в ближайшие три года, у меня в планах Камчатка, Берингов пролив.


DOKTORBOBO 20 января 2017, 17:19:47 UTC
Всегда пожалуйста!
Честно говоря, амеры как таковые мне тоже мало интересны, но очень хочу Метрополитен как галерею, так и оперу, Бродвей и Большой Каньон. Но попозже, уж больно дорого.

Зы. Приходит дочка (моя) домой и говорит: "Папа, в группе все знают, что "прадо" — это или модель тойоты, или одежда (тогда прада). И только я одна думала, что "Прадо" — это музей в Испании, один из крупнейших в мире. Со мной что-то не так?"


DOKTORBOBO 19 января 2017, 19:37:37 UTC
Есть еще один аспект, кроме пром дизайна.
Шедевры средневековой живописи в тяжелых резных позолоченных рамах, мягко говоря, во-первых, просто совсем не к месту в современном интерьере, они там воспринимаются как нечто чужеродное. Во-вторых, просто не по карману владельцам современного жилья. А дома украшать надо.


DILETTANTKA 19 января 2017, 22:43:55 UTC
Это тоже массовый дизайн интерьеров. И чем мне нравится такая методика, идущая, насколько я понимаю, от Малевича со компанией, — тем, что она позволяет переосмыслить и формализовать не целиком художественный объект, а столько, сколько пожелаешь. В промышленную эпоху нет особых проблем подобрать по карману репродукцию известного шедевра, скажем, пейзажа или натюрморта, а раму придумать другую, не классическую золочёную, а модернизированную, подходящую к своему интерьеру. Можно составить коллаж из классических живописных сюжетов. И вообще свобода творческого переосмысления вышла на новый уровень. Но чем больше свободы, тем больше требуется таланта и вкуса от творца.


DOKTORBOBO 20 января 2017, 03:46:01 UTC Комментарий изменен: 20 января 2017, 03:51:45 UTC
И да, и нет.
Репродукция — фиииии!
И уменьшенная "Даная" в рамке из реек — два раза фиииии!
Но у каждого свой дом.


DILETTANTKA 20 января 2017, 17:36:39 UTC
Репродукции разные бывают. :) И отчего же непременно Даная? Я, предвидя такой поворот, выше специально упомянула пейзажи и натюрморты. :)

Но кроме шуток. Я думаю, что рамы желательно делать на заказ, под конкретный интерьер, в котором планируется повесить полотно. Рамы, на мой взгляд, могут помочь гармонично вписать арт-объект в окружающую обстановку.


DOKTORBOBO 20 января 2017, 18:11:54 UTC
Все так.

Могут. Но "Даная" (это условно) в хайтековском интерьере все равно не комильфо.


DILETTANTKA 20 января 2017, 18:18:35 UTC
Ещё недавно я бы с Вами мгновенно согласилась. А сейчас скажу: не знаю, сначала можно попробовать на месте поиграть с расстановкой акцентов.


DOKTORBOBO 20 января 2017, 18:27:15 UTC
Не буду спорить. У каждого свой дом.


DILETTANTKA 20 января 2017, 18:33:49 UTC
И предпочтения у каждого разные. Но я не это имела в виду. Я подразумевала, что опытный профессионал должен уметь лёгким движением руки гармонизировать самую чудовищную эклектику. :) Или по крайней мере попробовать вписать невписуемое и впихнуть невпихуемое. В этом же самое сложное и интересное.


DOKTORBOBO 22 января 2017, 06:38:32 UTC
Между гармонией и беспорядком граница эфемерна. Особенно в эклектике. А настоящих мастеров очень мало.


XPROGRESSIVE 19 января 2017, 20:32:47 UTC
вы чересчур поэтизируете "вклад Малевича", Баухаусу нужны были обоснования формального функционализма, который кстати они так и не продали промышленности, да они делали фотоотчеты "как работает предмет", но очень формально

теория формы и цвета, которую они собрали в библиотеку учебников часто противоречила здравому рассудку и представляла собой обычные "сверхучения" с мистическими основами, промдизайн это часть рынка сбыта где денежки благодарного дизайнеру потребителя накапливаются как голосование за удобный и полезный дизайн

колыбелька Петера Келлера пластически использует "Учение" Малевича и много она продавалась?


DILETTANTKA 19 января 2017, 22:24:29 UTC
Я про Баухауз прочитала самые общие сведения, а на поэтичность настраивают лекции Н.Н.Громова. Понятно, что при капитализме дизайн поставлен на службу увеличению продаж и росту прибыли. Но в социалистическом обществе дизайн вполне может служить людям, украшать быт и окружающую жизнь, будучи уже не так завязан на рентабельность. Я не в курсе философской концепции Баухауза, а тексты Малевича показались мне сырыми, непродуманными, сборной солянкой, но я конечно не специалист, это чисто субъективное впечатление от беглого просмотра некоторых фрагментов.

Для меня важно, что ГИНХУК и Баухауз стояли у истоков методики формализованного переосмысления изображаемых объектов. Но они не полностью раскрыли тему, дальше требовалась эргономика или типа того. Колыбелька Петера Келлера интересна, как моды от-кутюр, но эти художественные идеи ещё нужно перерабатывать в прет-а-порте, исследуя и учитывая человеческое удобство. Прошу извинить, если я где-то терминологически некорректно выразилась, надеюсь, понятно.


XPROGRESSIVE 20 января 2017, 05:27:41 UTC
но в общем вы правы
в начале века промдизайн представлял из себя толпу леммингов идущую на свеже открытые заводы (которые все увеличивались)
это были гигантские деньги и новый образ жизни
естественно каждый творческий хотел стать основателем нового глобального учения и приобрести глобальную популярность на его основе — но приходилось давать заводам угля — создавать коммерчески выгодные товары

промдизы и пром художники вокруг этого процесса пытались блистать новейшими теориями (не утруждаясь логикой) все шло в дело — так как заводы гудели, дымили и звали

социализм попытался все это объяснить как бы теоретически, тем более, что промдизы хорошенько проэксплуатировали социализм на выделение денег на свои "сверх теории", социализм несколько дольше ждал от пром художников возврата на инвестиции и те могли сдавать в виде результатов лабораторные эксперименты такие как "черные квадраты"

капиталисты действовали быстрее, так как требовали от дизайна быструю отдачу в проданных штуках производимых предметов.


DILETTANTKA 20 января 2017, 17:47:21 UTC Комментарий изменен: 20 января 2017, 17:57:23 UTC
Всё же очень бы хотелось посмотреть систематизированные результаты, а не разрозненные. Профессор Громов говорил про отчётно-лекционные стенды (щиты), которые Малевичу пришлось оставить за границей, и на которых было всё последовательно изложено. Непонятно, опубликованы ли эти материалы или кто их успел ухватить, так и держат у себя для коммерческих показов.

Кроме того, хочу заметить, что в дизайне прагматизм не мешает философским построениям и осмыслениям. Просто тогда художники делали первые шаги и не определились ни в понятиях, ни в терминологии, они ещё не понимали, какое место дизайн займёт в искусстве, в промышленности, в разделении труда и в человеческой цивилизации вообще.


XPROGRESSIVE 20 января 2017, 22:41:23 UTC
не совсем так
одновременно в Европе были дизайн конференции с вполне рациональными идеями — например создание комиссии CIE lab по измерению света (и цветовых пространств) в 1917 году на конференции DW были заявлены принципы создания транснациональной комиссии по стандартизации в промышленности (то что позднее стало ISO)

одновременно с этим Баухаус развивал мистическую теорию цвета в которой цвета это порождение борьбы света и тьмы (наследие учения Гёте), причем цветотеоретик Баухауса жил в городе в котором была создана комиссия по свету (и цвету) CIE lab и не нашел времени ее посетить

дизайна как единого направления нет, методы проектирования разнились в разных группах и рациональное проектирование развивалось не равномерно, Малевич тем не менее был очень важным дядей — суровым руководителем в солидном плаще с портфелем, ему по чину было положено делать стенды и планшеты которые должны были показывать как все будет в будущем правильно и при этом не связываться с результатом конкретной ответственности за эффективность спроектированных решений

некая наукоподобность теорий и красота их изложения вдохновляла всех на лекциях Малевича от России до Баухауса, впрочем в Баухаусе чем только не вдохновлялись — например балетом в геометрических костюмах в которых студенты часто гуляли по голым полям вокруг Б. и сильно пугали пуританских сельских жителей, которые считали, что Б. это филиал преисподней внезапно появившийся в чистом поле.


DILETTANTKA 21 января 2017, 14:39:40 UTC
Вы чудесно описываете атмосферу свободы творчества, научного и художественного плюрализма. А Малевич — ну что Малевич, он вёл себя, как и положено вести себя фундаментальному теоретику, который на голову выше приземлённых прикладников.


XPROGRESSIVE 21 января 2017, 22:05:26 UTC
только в том случае если теория действительно фундаментальна, а не сведение вместе нескольких типологий с таинственными паузами в конце как у Малевича


DOKTORBOBO 22 января 2017, 06:36:01 UTC
Вы хорошо пишете и владеете материалом, но ... искусство не есть наука, искусство иррациональное, и тем прекрасно.


XPROGRESSIVE 22 января 2017, 09:51:59 UTC
в начале 20 века пути искусства разделились в связи с изменением общества, сознания социальных групп, вызванных новыми условиями жизни — в суровом индустриальном обществе, которое изменило городской ландшафт и образ жизни больших городских районов

одна часть искусства стала работать с манифестом человечности — те же экспрессионисты и их призывы о страданиях бедности и автоматичности трудовых районов

вторая часть была заражена традициями индустриальности — мышлением индустриальности, так как индустриальное сознание вербовало все общественные группы

в этом смысле можно сравнить Малевича и Джакомо Балла
Малевич написал "сверх-учения" в учебники Баухауса когда те собирали любые около-научные теории лишь бы обосновать проектирование при этом Малевич был уверен что его учение верно а он является вершиной развития формы (а Иттен считал что его учение о цвете верно и он является вершиной развития цветоведения) и так далее

Джакомо Балла работал над пластическими композициями отдельно — и его поиски пошли в развитие пластических банков италдизайна (автомобильчики итальянцы неплохо формируют, т .е. пластические упражнения не остались в псевдо-теориях), а гуманизм у Джакомо Балла в его картинах например сумасшедшая женщина — вполне себе исследование искусством, прям кадр из неореалистического кино

из "наших российских" Кандинский со своими переводами музыки в изображение во всех этих неоиндустриальных реальностях более конструктивен, так его и любят как художника, а о Малевиче спорят как о любом псевдонаучном провокаторе, Малевич ловко устроился там где разговоры о искусстве — он сразу теоретик формы для как бы дизайна (на самом деле нет), там где начнутся разборы о реализации в проектах дизайна — он сразу не прикладник а арт философ с мерцающими тайнами непостижимого

этим занимаются музейщики кстати. а что такое современный арт музей? ^_^ (значок иронии)

http://www.livejournal.com/media/1672854.html

Добавлено в декабре 2019

leon_rumata 29 октября 2017, 16:00:44 UTC

Малевич, вообще не художник в обычном смысле. Хотя умел многое и мог бы оставить серьезные жанровые работы или портреты...
Но у него была иная миссия, типа физика-экспериментатора от живописи, который торил пути другим, сам почти не пользуясь своими открытиями (и закрытиями...).
Он не писал и не рисовал.
Он изучал живопись, рисование, средства изображения и восприятия... Лаборант от искусства. Мичурин.
Этим и интересен... как мне, дилетанту в искусстве, кажется.
https://shakko-kitsune.livejournal.com/1168685.html?thread=25280301#t25280301

100 лет Баухауса и Машина времени (интересные фото), статья от 20 сентября 2019г. :
https://conjure.livejournal.com/1402416.html?media
Tags: СССР, Чёрный квадрат Малевича, на злобу дня, написано мной, перепост, художественное
Subscribe

Posts from This Journal “Чёрный квадрат Малевича” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments