dilettant_ka (dilettant_ka) wrote,
dilettant_ka
dilettant_ka

Categories:

О доверчивости и конформизме в СССР

В интернетах мне регулярно попадался довольно бурно обсуждаемый документальный фильм "Я и другие" (1971), режиссёр некто Феликс Соболев [1]. Я собиралась его посмотреть, но всё откладывала, а дискуссии вокруг него читать не хотелось, напротив, хотелось взглянуть самой без предварительных чужих мнений, правда, из комментариев случайно бросилось в глаза словцо "конформизм". И вот добравшись наконец до этого фильма, я начала опять-таки не с его просмотра, а с "фильма о фильме" — с рассказа Валерии Мухиной, члена съёмочной группы [2]. И этого мне более чем хватило.

Стоит заметить, я для себя обычно понимала конформизм как избегающее конфликтов соглашательство с подлостью и ложью, особенно когда подлецы и лжецы сильны и достаточно социально весомы, чтобы навредить при возникновении конфликта или отомстить впоследствии; как нежелание или неготовность публично отстаивать справедливость и свою принципиальную позицию. Посмотрев же определения в интернете, я с некоторым изумлением обнаружила, что в конформизм скопом зачисляют и доверчивость, и наивность, и соглашательство, и приспособленчество. Хотя удивляться нечему, ибо максимально широкое определение конформизма выгодно буржуазным политтехнологам, которые ищут любую лазейку в массовое сознание, чтобы влить в него яд бесстыжей манипулятивной лжи, не получив в ответ психологического сопротивления.

Отрывки из фильма, иллюстрирующие воспоминания г-жи Мухиной, меня впечатлили. Особенно малыши. Однако, чистосердечные детишки думали, что ласковая и добрая тётя просто с ними играет в какую-то замечательную пирамидковую игру. Благополучным младенчикам и в кошмарном сне не могло присниться, что через несколько десятков лет эта постаревшая, но по-прежнему ушлая тётя будет победоносно вещать с либеральной трибуны о том, как легко и незатейливо обвела вокруг пальца наивный "конформистский" совковый молодняк. Уличать в конформизме младшую группу детского сада — это особенно сильный и беспроигрышный ход, я бы до такого не догадалась. И так я смотрела на какие-то нездешние ясные и светлые лица советских детей и подростков, и мне хотелось воскликнуть: какой, на фиг, конформизм, разве вы не способны понять, что эти люди доверяют окружающим, потому что с рождения живут в любящих семьях, в солидарном безопасном обществе. И вам, циничным моральным уродам, непонятно на какой аморальной помойке наловчившимся бойко лгать в глаза, они, к сожалению, тоже априори доверяют. Точно по известной формуле: общественное бытие определяет общественное сознание.

Нельзя тут было не вспомнить рассказ Александры Коллонтай "Скоро (через 48 лет)" [3], из далёкого 1922 года пытающейся вообразить новые поколения, избавленные от войн, голода, холода, безработицы, от отношений сословного и экономического господства и подчинения. Ровно в предуказанный Александрой Михайловной срок браконьеры затеяли в советском заповеднике для начала фотоохоту, чтобы замерить уровень общественного доверия, чтобы экспериментально выяснить, прокатывают ли уже ложь и обман населения в государственных масштабах, и отчитаться кинопубликацией. Кстати, тем детям, кому в 1971 году было от 4-х до 18-ти лет, в 1985-ом исполнилось от 18-ти до 32-х, а в 1991-ом — от 24-х до 38-ми. С другой стороны, можно возразить, мол, ну и что, в фильме — правда, за правду не ругать, а хвалить надо. Хорошо, представим, снял бы этот фильм искренний коммунист, он бы ужаснулся, стал бить в набат, указывать широкой общественности на опасность такого воспитания молодёжи, предостерегать, что излишне доверчивая молодёжь, приняв страну в свои руки, может не выстоять "перед натиском реакции и лжи". Но не такие задачи стояли перед антисоветчиками-диссидентами, их дело — не укреплять социализм, а всеми силами подтачивать его и подавать сигналы об уязвимостях разного рода интерессантам.

Забавно и, с другой стороны, чрезвычайно досадно мне было слушать, как г-жа В.Мухина похваляется их диссидентским бесстрашием, благодаря которому они сняли острую критическую документалку в тоталитарном СССР. Смешно звучит, как наши либеральствующие кинематографисты снимали вопреки, невзирая на то, что они идеально вписались в политическую канву, а потому никто и не собирался запрещать сей полезнейший опус. Итак, следите за руками.

1956 год — доклад Н.С.Хрущёва на ХХ съезде о культе личности Сталина и поручение написать новую программу партии.

1961 год — 3-я программа КПСС принята на пленуме, в ней в частности говорится:
"Рабочий класс — единственный в истории класс, который не ставит целью увековечение своей власти. Обеспечив полную и окончательную победу социализма — первой фазы коммунизма — и переход общества к развернутому строительству коммунизма, диктатура пролетариата выполнила свою историческую миссию и с точки зрения задач внутреннего развития перестала быть необходимой в СССР. Государство, которое возникло как государство диктатуры пролетариата, превратилось на новом, современном этапе в общенародное государство, в орган выражения интересов и воли всего народа. Поскольку рабочий класс — самая передовая, организованная сила советского общества, он осуществляет свою руководящую роль и в период развернутого коммунистического строительства. Выполнение своей роли руководителя общества рабочий класс завершит с построением коммунизма, когда исчезнут классы.
Партия исходит из того, что диктатура рабочего класса перестает быть необходимой раньше, чем государство отмирает. Государство, как общенародная организация, сохранится до полной победы коммунизма.
" [4]

1962 год — расстрел протестующих против роста цен и снижения расценок рабочих в Новочеркасске.

1965 год — антикоммунистические экономические реформы Косыгина-Либермана.

1971 год — выходит документальный фильм Феликса Соболева "Я и другие".

1976 год — создан институт Гвишиани при Римском клубе, как про него сказано в Википедии:
"Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований (ВНИИСИ) Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике и Академии наук СССР был создан 4 июня 1976 года для комплексного исследования научно-технических и социально-экономических проблем, имеющих большое народно-хозяйственное значение и носящих междисциплинарный характер исследований. Институт возглавил и бессменно руководил им на протяжении 17 лет академик Д.М.Гвишиани.
На Институт, как филиал Международного института прикладного системного анализа (МИПСА) при Римском Клубе, были возложены функции головной организации по научно-методическому обеспечению советского участия в деятельности МИПСА. По задумке институт должен был стать советской «фабрикой мысли», аналогом RAND Corporation. В институте не существовало рамок того, что можно было обсуждать и практически отсутствовала идеологическая цензура.
"
Список сотрудников данного учреждения, также представленный в Википедии, рекомендую к просмотру, фамилии в нём весьма и весьма говорящие. Плюсом к институту Гвишиани можно было бы упомянуть группу методологов Щедровицкого [5].

Короче говоря, с фильмом всё ясно. А был ли всё-таки конформизм в СССР? К несчастью, был. Хрущёв оболгал Сталина в своём "секретном" докладе и вся партия, и вся страна согласилась, и это вместо того, чтобы массово обратиться к углублённому изучению трудов и политического опыта Ленина и Сталина. Конформизм? Конформизм. Диктатуру пролетариата исключили из программы партии. Конформизм? Да, идеологическая безграмотность и конформизм. Рабочих расстреляли в Новочеркасске. Уж казалось бы, вся Советская Россия, как минимум, должна была подняться и начать процесс политических чисток в партхозноменклатуре. И снова конформизм. Да, понятна безмерная усталость народа от предыдущих напряжённейших десятилетий с войнами и лишениями. Да, погибли лучшие, наиболее идеологически грамотные и самотверженные. Да, народ только-только начал спокойно и относительно благополучно жить. Всем очень хотелось продолжать спокойную жизнь без ежедневной борьбы. И тогдашний отказ трудящихся от борьбы стоил впоследствии десятков миллионов перестроечных жертв. "Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!" "...ни бог, ни царь и ни герой."

[1] https://www.youtube.com/watch?v=_LYe58b-3HM Я и другие (1971). Феликс Соболев

[2] https://www.youtube.com/watch?v=f8J3jnPJnlw Как родилась идея фильма "Я и другие". Лекция Валерии Мухиной, 2010

[3] http://www.fedy-diary.ru/?p=2752 Александра Коллонтай. Рассказ "СКОРО (ЧЕРЕЗ 48 ЛЕТ)", 1922

[4] http://leftinmsu.narod.ru/polit_files/books/III_program_KPSS_files/100.htm?oprd=1 Третья Программа КПСС. Часть 2. I. III. Задачи партии в области государственного строительства и дальнейшего развития социалистической демократии.

[5] http://www.youtube.com/watch?v=0b9sHBLeVlE Борис Юлин: Исторические параллели, Нейромир, вопрос на 21 мин 50 сек про методологию Щедровицкого, а также про Чубайса, Кириенко, Кургиняна.

Публикация от 29.03.2018
Tags: СССР, либералы, написано мной
Subscribe

Posts from This Journal “либералы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments