dilettant_ka (dilettant_ka) wrote,
dilettant_ka
dilettant_ka

Category:

Про Пушкина, пароход современности и так называемое «разотчуждение»

С немалым опозданием, но чувствую необходимость на скорую руку прокомментировать выступление Л.Булавка-Бузгалиной в программе Константина Сёмина "По-живому". Хотя я осилила лишь половину, а я, признаться, вообще не любительница внимать много-словесным экзерсисам этой учёной дамы, однако уже в первой половине видео прозвучали две темы, которые регулярно всплывают перед мной. Эти темы я и вынесла в заголовок.

*
Как же просто и легко вы, граждане, объявили завистливыми ничтожествами и творческими неудачниками всех подряд общественных активистов, призывавших "сбросить Пушкина с парохода современности". Так же легко и непринуждённо можно обозвать крестьян, громивших и сжигавших барские усадьбы, необразованными варварами. А ведь сейчас самое время понять внутреннюю логику этих людей и признать, что они были во многом правы, интуиция и классовое чутьё их не подвели. Дореволюционная российская и зарубежная живопись, классические полотна — что в них видят профессиональный художник и искусствовед? Точность линий, плавность мазков, совершенство композиции и прочие тонкости живописного мастерства. Что в них видел городской обыватель или послереволюционный крестьянин, не говоря о нэпмане? Холёного позирующего персонажа, богатую одежду, драгоценные украшения, дорогую мебель, роскошные дворцы, безлюдные праздные пейзажи, "вот этакого бы бархатцу мне на кафтан, да дорого, чай!", "а я бы этот комодец рядом со своей кроватью пристроила"?

А русская классическая литература? Ах, как мучились все эти бедные дворяне и разночинцы, попивавшие крафтовое пиво по заграничным курортным кафе, как они страдали несовершенствами общественного устройства! А что понял бедняк-обыватель? Что богатые тоже плачут. И что чрезвычайно приятно и комильфотно поплакать о социальных язвах среди балов, приёмов, пикников, прогулок с субтильными нарядными дамами и прочих примет благополучной жизни высших и средних сословий. "Кто там в зелёновом берете с послом испанским говорит?..." Ах, эти барские усадьбы и аристократические дворцы, обращённые в музеи, в которых снимались позднесоветские исторические кинофильмы о красивой жизни благородных русских дворян. Всё это оглядывавшееся назад искусство говорило не только о достигнутом мастерстве тогдашних творцов и высоком культурном уровне обеспеченной части общества, но и вливало в идеологически нестойких зрителей яд единоличного собственничества, желания обладать такими же красивыми вещами, домами, антиквариатом, женщинами — и в конце концов властью, чтобы суметь удержать большую собственность в своих руках. Всё равно, что перед алкоголиками расположить музей культуры пития с дизайнами сервировок и выставками элитного алкоголя. Вот они, матросы-то, вылившие в канализацию уникальную коллекцию вин из подвалов Зимнего дворца!

Я специально посмотрела кое-какие позднесоветские фильмы с незаметной тогда и явной сейчас пропагандой монархизма. Я отлично поняла, как красиво стояли на холмах дворянские белокаменные особняки с колоннами, как мирно ходили вокруг особняков услужливые дворовые. А главное, какие они, дворяне, были честные, достойные, благородные, образованные и социально ответственные люди по сравнению с вороватыми и запойно пьющими совковыми работягами. Такая булкохрустная линия в общественном сознании тоже неплохо сработала на слом советского государства, партхозноменклатура которого во многом вышла из крестьян.

Дело, собственно, не в Пушкине и не в пароходе, а в том, чтобы вещи и архитектуру единоличного роскошного владения постепенно и повсеместно заменить общественными высокохудожественными образцами. Столичное метро — вот пример не в бровь, а в глаз. Советские станции метро с дворцовой отделкой — шок для гламурно-светской черни, потому что если парк или красивый дом можно закрыть для посторонних и пользоваться ими единолично или келейно, то метро — поневоле для всех желающих, но в основном-то для наёмного быдла, экая растрата. Надо заметить, я остыла от привязанности к музейной классике, а уж православные артефакты меня перестали заботить от слова совсем. Даже если всю древнюю иконопись и церковную архитектуру любая природная или человеческая стихия внезапно сотрёт с лица земли, я лишь скажу, что рабство в золочёной обёртке побежало хоронить своих мертвецов и пусть его. Как тут не вспомнить принца — опять же принца, а не быдло какое — Флоризеля, как он грациозно бросил колониальный алмаз в набежавшую волну, чтобы прекратить кровавую жатву этого страшного камня; правда, сбросил не с парохода, а с моста, но всё равно молодец. Так и я после установления справедливого социального строя могу без сожаления пожертвовать всем ветхим искусством, обслуживавшим единоличную роскошь, если это позволит предотвратить угрозу очередной реставрации.

**
Ну и поскольку я много рассказала о сбрасывании с парохода драгоценных брульянтов, то об отчуждении придётся сократить. Если честно, слышать не могу фирменное словцо г-жи Бузгалиной "разотчуждение". "Как пенопластом по стеклу! — Уж лучше пенопластом по стеклу!" Что это за "разотчуждение", что это?! Трусливая пустая брехня? Странно мне слышать такое словечко от образованного человека. Противоположностью отчуждения является присвоение. Мадам боится и замалчивает про присвоение, опасается всенародного присвоения тех объектов, которые при "разотчуждении" пребудут как бы ничейными? Тут нечего замалчивать, всё на виду. В человеческой истории присвоение развивалось от коллективных форм к единоличным, потом снова к коллективным, которые условно назвали обобществлением, но обобществление всё-таки было общественным присвоением в рамках одного государства, которое тем не менее расширялось. Если б не контрреволюционный откат опять к единоличным формам присвоения, то советская форма коллективного присвоения могла прийти к подлинному обобществлению — присвоению всех земных благ всем земным человечеством, исключая упоротых агрессивных индивидуалистов. Приблизительно так, если пока сэкономить на примерах, а там видно будет. Вдруг меня осенит и допишу примеры.

https://www.youtube.com/watch?v=uKWfke07QmM По-живому. Людмила Булавка-Бузгалина

Публикация от 25.06.2018
Tags: Константин Сёмин, СССР, написано мной, размежеваться
Subscribe

Posts from This Journal “размежеваться” Tag

  • «Рассерженные горожане» и рабочее движение. От Сиэтла до Минска

    События последних месяцев дали нам дополнительные наглядные примеры для сравнения. Так, американские протесты под лозунгами Black Lives Matter (BLM)…

  • Евролевые и неоколониализм

    Я только что с интересом начала слушать беседу * Бориса Юлина и Дмитрия Лещенко, по-видимому специализирующегося на французской внутренней политике,…

  • Мимоходом, часть 2

    Верхняя напоминалка. Как правильно: всё-таки "бытие" или "бытиё"? Нужны какие-то проверочные слова. Например, "питие" как процесс, как действие и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments