dilettant_ka (dilettant_ka) wrote,
dilettant_ka
dilettant_ka

Category:

Про Детей, про Взрослых и про либералов. В продолжение Эрика Берна.

Вспомним, что славянофилы и западники оперировали понятием "народ-ребёнок". Прикинем, откуда у современных либералов берётся безответственность. Предлагаю психологическую версию происходящего. Моё мнение, как обычно, является чрезвычайно личным и исключительно оценочным.

Многие наверняка что-то слышали о психологической модели, состоящей из Ребёнка, Родителя и Взрослого. Я кстати тоже что-то слышала, пролистывала и до конца так и не дочитала. Но из Берна я рассмотрю лишь вышеперечисленную троицу. На мой взгляд, такая модель представляет собой очень полезное научное наблюдение Эрика Берна, в отличие от теории субличностей, которая уже смахивает если не на мошенническую профанацию, то на некорректное применение узкоспецифических диагнозов к широкой аудитории. Однако, похоже, Эрик Берн не учёл одной существенной детали. Наблюдатель тоже носит в себе наблюдаемую модель, тоже пребывает в одном из подобных психологических состояний, смотрит изнутри, а не с высоты птичьего полёта и видит общую картину с поправкой на свой угол зрения. То есть, если сам наблюдатель — не Ребёнок, значит, он оценивает себя автоматически Взрослым, а внутреннюю тягу пациентов к свободе или, напротив, к защищённости и порядку объясняет включением либо отключением некоего Родителя. Я думаю, где-то здесь и таится искажение. Попробую рассказать сначала.

А что, если принять естественный и логичный взгляд, что с одной стороны, биологический организм, тело человека, а с другой стороны, психологическая составляющая, личность человека, проходят сходные этапы развития? От младенческого и детского возраста через подростковый период и молодость ко взрослому/зрелому состоянию и далее к старости. Это если бы развитие проходило гармонично и в пределах одного поколения. На практике мы наблюдаем иную картину. Биологическое развитие происходит, как правило, по указанной схеме, а психологическое развитие может как запаздывать, так иногда и ускоряться в рассогласовании с биологическим возрастом индивида. Ряд личностей застревают на всю жизнь на Детском психоуровне, другим удаётся достичь Подростково-Юного, кто-то одолевает Взрослый рубеж. А что касается старости, то в отличие от разрушающей тело биологической старости психологическая Старость есть поиск и обретение мудрости — таких совсем немного вокруг нас. Или я ошибаюсь?

Как можно очень сжато охарактеризовать психовозрастные особенности? Возьмём основные этапы. Детство — доверчивость, подчинение авторитетам, потребность в защите. Юность — накопление знаний и стремление с их помощью как можно скорее добиться успеха, потребность в самоутверждении. Зрелость — переосмысление знаний в смысле их возникновения, причинности, отдалённых последствий и этичности их применения, а также осознание своей ответственности. Если мы примем за Младенческий психоуровень первобытные племена и современных бомжей — не путать с бичами, позже доскажу про бичей, то психология так называемых простых людей, людей из народа, во многих чертах напоминает Ребёнка. Тут и патернализм, тут и пастыри с пасомыми, тут и справедливость тезиса, что искусство должно воспитывать, тут и поиск авторитета, и желание порядка. Возьмём хоть примеры народных характеров из русской классики, хоть очень наглядные видеоролики с простыми женщинами и бабушками или простыми рядовыми ополченцами из Новороссии.

А теперь вернёмся к Эрику Берну. Итак, Детский аспект он разглядел. А вот что касается Родителя, тут у меня возникли две версии. Первая версия — это что Ребёнок должен как-то выживать в недружелюбной среде и вынужден уравновешивать себя для психологической устойчивости. Самое простое — уравновесить себя родительским опытом, тогда Родитель — это не отдельный аспект личности, а компенсирующая до дееспособности и балансирующая личность половинка Детского аспекта. Вторая версия. Если допустить, что Эрик Берн находился на Юном психоуровне или, как максимум, на подступах ко Взрослому состоянию, то он сам и окружающие Подростки и Молодёжь (не путать с биологическим возрастом) казались ему Взрослыми, а по-настоящему Зрелые личности могли напоминать Родителя. Нельзя также исключить, что Родитель вобрал в себя собирательный образ из двух вышеописанных. Но Эрик Берн создавал единую, унифицированную схему, поэтому включил в неё все личностные аспекты, какие сумел обнаружить в потоке наблюдаемых пациентов. Однако аспекты могут присутствовать не все, а лишь достигнутый и предыдущие. Поэтому с точки зрения Детей Зрелые личности в силу присутствия всех более ранних аспектов кажутся непонятно сложными и как будто состоящими из нескольких противоречивых натур, а с точки зрения Юнцов и особенно Взрослых характеры Ребёнка и Младенца выглядят цельными, лишёнными саморефлексии — отсюда цельный народный характер. Однако совсем не обязательно, что личность закрепит самый высокий достигнутый психоуровень в качестве основного психологического состояния, она может актуализировать более ранний психоуровень, но что он не последний, всё равно будет заметно, не зря появилась аббревиатура бич — бывший интеллигентный человек. То есть бичующий пытается спуститься на Младенческий психоуровень, но окружающие отлично видят, что этот уровень — совсем не пик его развития.

С более высоких психоуровней заметно, что народ-Ребёнок очевидно тяготеет к патернализму и общинности как способу коллективного выживания, а с Детского психоуровня и Юнцы, и Зрелые личности кажутся индивидуалистами и либералами, но есть нюанс, одни более известны как "либерасты", а другие выглядят типа правильными, хорошими либералами. Как мне кажется, ключ к пониманию феномена "либерастов" лежит в подростковой психологии, то есть "либерасты" — это личности, застрявшие на Подростковом психоуровне или спустившиеся на оный. Напомню подробней, какие черты характерны для подростковой и молодёжной психики: тяга к самоутверждению, стремление к внешним признакам успеха и к карьерному росту, желание общественного признания в социально близких группах и коллективах, отрицание ответственности перед обществом в целом и перед чужими коллективами и социальными группами, желание свободы и самостоятельности, бунт против морали и традиций, негативное отношение к патернализму и общинности, а также к диктату и авторитарности (если диктат и авторитарность направлены на Юнцов, а не наоборот Юнцы являются их источником), бравада, показуха (отсюда потребляццтво и страсть к брендам), игра мускулами, невосприимчивость к этике, эгоцентризм, слабая способность к эмпатии. Повторюсь, что для Юнцов характерно накопление знаний и навыков и скорейшее применение их в целях достижения материального успеха и карьерного роста без обдумывания долгосрочных последствий для социума в целом и других людей в частности, без учёта экологических последствий, без учёта моральных и этических критериев и т.д. Юнцы вполне прагматичны, однако только лишь прагматичный подход не повлечёт полного осознания последствий своих действий, нужны как минимум прагматизм плюс эмпатия. Памятником американским седовласым Юнцам служит известный сериал "Californication", а у нас живой монумент — Алла Борисовна. Показательно, что и она, и Дэвид Духовны поддержали киевскую хунту против "ватников".

Когда в обществе обозначились сословия, то вроде как произошло разумное и правильное признание подлинного факта, что созрела большая общественная группа Юнцов, не говоря о ненаших Зрелых и Мудрых, и она жаждет управлять и в самом деле более способна управлять, чем остальной народ-Ребёнок. Из народа с преобладанием личностей Детского психоуровня действительно с большим трудом выделяются управленцы и трудно и долго формируется ядро государственной власти. Не это ли мы только что наблюдали в Новороссии? Однако проблема состоит в том, что единожды зафиксированные сословия, касты, варны надолго замораживают и затрудняют развитие тех, кто оказался в социальном низу, и народ веками и поколениями остаётся Ребёнком. Юнцы тоже не спешат дорастать до социальной ответственности, им удобно на вершине такой социальной пирамиды, их вполне устраивает собственное безответственное состояние и отсутствие внятной критики из уст народа.

В этом смысле большим прорывом оказались Октябрьская революция и построение в России и в СССР бессословного общества. За несколько поколений под воздействием системы народного образования, а также русской классической и советской культуры из массы Детей выделилось большое количество Подростков, возжелавших больше свободы, меньше воспитательной и оберегающей цензуры, стремящихся проявить собственную индивидуальность и неповторимость, падких на блестящие фантики западной рекламы потребительского образа жизни. Множество Деток подросло, отставших ждать они не стали, напротив, стали их презирать за неразвитость и, разом навалившись, сломали родную скорлупу. СССР оказался довольно эффективным инкубатором, в котором было устранено довлеющее превосходство Юнцов над Детьми и общество стало целенаправленно растить Детей по Взрослым правилам. В то время как в США правила установлены Юнцами и в интересах Юнцов, не зря политики и политологи неоднократно сравнивали США с подростком. Мне представляется, что Европа, как и Израиль, хотя и имея во множестве Взрослое население, очень подвержены влиянию американских правил, хотя похоже, что к примеру Швейцария и Исландия стремятся установить на уровне своих стран Взрослые нормы жизни. Мне осталось добавить, что я считаю коммунизм возможным лишь в обществе, состоящем из подавляющего большинства Взрослых/Зрелых личностей и живущем по Взрослым правилам. С преобладанием и под диктатом Юнцов коммунизм построить не выйдет, поскольку при нехватке либо отсутствии в управленческой верхушке Взрослых получается Республика ШКИД, да ещё если шкрабы всем педсоставом дружно уйдут в отпуск. А уж тем более ничего хорошего не выйдет, если Юнцы пребывают в очаровании от немногочисленных, но весьма влиятельных Взрослых, сознательно избравших криминальный образ мысли и играющих роль глобальных криминальных авторитетов, всемирных "воров в законе" — там уж прожжённые социопаты. И по отношению к таким персонажам многие Юнцы пребывают в очаровании ими и в целеустремлённом им подражании. На этом месте в дополнение к психоуровням мне потребуется ввести второй параметр, но об этом как-нибудь в другой раз.

[UPD 1. Только для идеалистов. :)]UPD 1. В скобках замечу, что когда Юнцы обладают врождёнными паранормальными и экстрасенсорными способностями, то обезьяна с гранатой нервно курит в сторонке.

UPD 2. Всё-таки мне хотелось более детально разобраться, кто такой Родитель. И вот что я поняла. В современном обществе имеются научно-исследовательские структуры, которые накапливают и систематизируют знания об окружающем мире. Далее эти систематические знания поступают в структуры школьного и высшего образования. И чрезвычайно важный момент — доступны ли знания в равных объёмах всем членам общества, как это было в СССР, или существует ряд искусственных барьеров — сословных, имущественно-финансовых и т.п, как в сословно-классовых обществах. Когда науки и образования в современном смысле не было, то знания о мире накапливались и так или иначе систематизировались внутри специально выделенных, часто наследственных, каст, типа жреческих и т.п., а преобладающая часть населения была вовсе отрезана от системного образования, получая узкоспециальные ремесленные и т.п. навыки. Так вот, массы хотя и не имели доступа к образованию, но по-своему, исторически медленно, в течение столетий, за счёт жизненного опыта многих поколений, они всё-таки накапливали и систематизировали знания о мире, обобщая их в форме традиций. И у массового человека, удерживаемого на Детском психоуровне отсутствием научного образования, решающую роль в получении базовых знаний играли опыт родителей, опыт предков, прошлых поколений народа, народные традиции. В отсутствие иных источников информации и при невозможности сравнить и переоценить традиционные наработки, Ребёнок просто слушался советов родительского опыта и опыта предков, так сформировалась личностная составляющая, обозначенная Эриком Берном как Родитель. А те, кто имел доступ к системному образованию, за счёт накопления знаний развивались до психоуровня Юнцов. Однако Родитель существует параллельно с Ребёнком и Юнцом (который Берну преждевременно казался Взрослым) до тех пор, пока в сознании человека не начнётся процесс этического и синтетического переосмысления всех имеющихся знаний, тогда базовые традиционные установки находят подобающее им место в комплексном знании о мире, а проанализированный и переоцененный Родитель более не является источником поучающего диктата, внутренних противоречий и внутриличностных конфликтов.

UPD 3 от 14 октября 2014. Юнца из Ребёнка делает образование. А путь от Юнца во Взрослое состояние лежит через переосмысление знаний и принятие на себя ответственности. Что нужно, на мой взгляд, чтобы запустить процесс. Для переосмысления требуется много свободного времени, а взятие на себя ответственности во множестве случаев происходит через сложные жизненные обстоятельства. Других способов я лично пока не припоминаю. Как показала практика, воспитание в параллель к образованию может лишь немного смягчить негативные проявления естественных психологических черт Подростков/Юнцов, а совсем их устранить и обеспечить плавный и полностью бесконфликтный переход ко Взрослому пока не получалось, тем более массово. Поэтому, к моему искреннему сожалению и огорчению, вижу в реальности пока один рецепт, и то не стопроцентный: свободное время для переосмысления и сложные жизненные обстоятельства для выработки ответственности.

[Иронический взгляд на мужскую социальную ответственность.]Ещё есть вот такой, чисто мужской взгляд на ответственность, в форме иронической, почти библейской притчи:

Сказка... давно я не пинал Пегаса
.... И создал Бог Человека, и понял, что это хорошо.
И пошел Человек, и увидел Птицу, которая сидела на яйцах.
И понял Человек, что сидеть на яйцах хорошо.
И пошел Человек к Богу, и попросил его: дай мне яйца, ибо иметь их хорошо.
И сказал ему Бог: я дам тебе яйца, но с этих пор ты будешь помогать другим.
И согласился Человек, и с тех самых пор ходит и помогает всем, кто без яиц.
Если ты не помогаешь другим, бегом к Богу!
http://gmorder.livejournal.com/1252110.html


Публикация от 10.10.2014
Tags: либералы, на злобу дня, написано мной, патерналисты, психосоциальный возраст, размежеваться
Subscribe

Posts from This Journal “психосоциальный возраст” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments